На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Александр Качалин
    Честно; уже надоели эти новости, по ваш "Короно-цитрус! А вам самим, не надоело, а??? Может, хватит?В Севастополе бол...
  • валерий квачегин
    статья висит так давно, что пожелтела. полгода не меньше. тормоз.Севастопольцы зас...
  • Борис Павлов
    Интересно ,а где раньше проводилась утилизация старых корыт?Севастопольцы зас...

Архитектура, которую мы не хотим терять: улица Ленина в ожидании реконструкции

Ремонт Большой Морской завершился здесь – в сквере у памятника линкору «Севастополь». Город взял временную передышку. На очереди – глобальная реконструкция улицы Ленина, первая с послевоенных времён

Ремонт Большой Морской завершился здесь – в сквере у памятника линкору «Севастополь». Город взял временную передышку. На очереди – глобальная реконструкция улицы Ленина, первая с послевоенных времён.Проекта реставрации улицы пока нет. Самое время севастопольцам сделать работу над ошибками, чтобы не пришлось исправлять недочёты и досадовать из-за утраченного культурного наследия. Так считают Сергей Комаров, председатель Союза архитекторов Севастополя, и Юрий Падалка, председатель Севастопольского отделения Всероссийского общества памятников истории и культуры.

- Вот здесь какие ошибки, которые сразу бросаются в глаза? Это уже по отделке. Опять пошёл вот этот гранит. Тёмный какой-то.
- Тем более вертикальный.
- Раньше всё это было из нашего камня.

Облицовка серым гранитом подавляет и диссонирует с архитектурой улицы. С любым очередным косметическим ремонтом бетона становится всё больше, а деревьев – меньше, сожалеют архитекторы.

- Газон остался маленький, площадку забетонировали, стала поляна непонятная там – ни в футбол не сыграешь, ни отдохнуть – не отдохнёшь.
- Есть такая проблема. Я заметил на архитектурных советах: люди, приезжающие с севера, проектанты, они считают, что отдых – это на солнце постоять. А у нас ведь наоборот – тень для нас – это синоним отдыха.

Где отдыхать душой, как ни в центре Севастополя. Архитекторы сравнили две улицы – Большую Морскую и Ленина.Реконструкция первой выполнена на оценку «хорошо», считают специалисты – вымостили тротуары, отремонтировали дорогу, провели сложный ремонт инженерных сетей, высадили взрослые деревья. Однако после реконструкции облик улицы стал иным. Урбанистический подход к ремонту изменил образ объекта культурного наследия. Сохранить этот образ важно, найдя баланс между историей и функциональностью.

- Каждая улица имеет своё значение. Её какое значение основное функциональное? Кафе, магазинчики и так далее. Улица Ленина – она более деловая.
- И строгая.
- И презентабельная. То есть она видна ото всюду. На Большую Морскую зашёл – и всё, и ты как по коридору идёшь. А здесь идёшь – и вот она, со скверами чередуется, и через эти скверы переплетается с корабельной стороной, с бухтой.

Задача проектировщикам – открыть морской фасад улицы Ленина, говорят историк и архитектор. Тогда в общей панораме откроется вид на Корабельную сторону.

Улица Ленина – живая хроника нескольких столетий. Старейшая улица города первоначально называлась Балаклавской дорогой, затем Адмиралтейской, Екатерининской, а с 3 января 1921 года стала улицей Ленина. 

Какой она будет после реконструкции: законсервированным фрагментом середины XX века или старинно-современным гибридом? Севастопольцам дорого прошлое, но горожане хотят жить в удобном современном городе с богатой историей. Как эту историю сохранить, но адаптировать к новой жизни? Подходы к реконструкции могут быть разными, и важно найти гармонию: ни на шаг не отойти от исторической достоверности и при этом дать дорогу будущему, считает архитектор.

- Вы уже не застали, конечно. Памятник Пушкину стоял. Шикарно, да, Юра, помнишь?
- Был, да, маленький памятник Пушкину здесь, посредине.
- И это всё в масштабе, было всё красиво.

С каждым новым ремонтом масштаб улицы искажается. Бюст Александра Сергеевича Пушкина до 1983 года стоял здесь на круглом трёхметровом постаменте посреди клумбы.

 Когда памятник русскому поэту перенесли с одноимённой площади на территорию войсковой части на мысе Фиолент, цветы уступили место автомобилям. 

А имя русского полководца, генералиссимуса Александра Васильевича Суворова площадь носит с 1983 года – тогда перед празднованием 200-летия города была проведена перепланировка.

- Вот улица Ленина: здесь пошли вот эти лесенки живописные, здесь пошли скверики с бухтами. И вот это характерно именно для улицы Ленина.
- На самом деле до революции здесь были дома. И вот после войны было принято решение снести эти дома, чтобы открыть вот этот вид, чтобы такую ротонду поставить. Что же касается лестниц – то есть, конечно, опасность такого же варварского отношения, как к Таврической лестнице. Более того, эти лестницы не стоят на государственном учёте. Поэтому есть очень большая опасность того, что их могут сломать, переделать.

Могут переделать – как, например, особенные, характерные именно для севастопольских лестниц балясины. Новоделы не считаются с пропорциями, говорит Юрий Падалка.

- По поводу балясин как археолог скажу: существует понятие в архитектуре – античный модуль. То есть в археологии по куску колонны, окружности колонны, можно было восстановить весь храм. Потому что каждая пропорция пропорциональна другой пропорции. И это – совершенно непропорционально.

Кроме соблюдения пропорций при реставрационных работах важно быть последовательным. Неправильный подход – начинать с тротуаров. Этот вопрос архитекторы и проектировщики обсуждали ещё при ремонте Большой Морской. Реставрировать улицу Ленина, скорее всего, тоже начнут не с фасадов домов. Специалисты написали открытое письмо главе города Михаилу Развожаеву, в котором просят отложить начало работ на улице Ленина, пока не будут исправлены недочёты на Большой Морской, и до тех пор, пока не отреставрируют фасады зданий на улице.

- Эти фасады, так как они стоят на государственном учёте – они должны чиститься определённым методом. Возможно, бластерами, содой. И всё это, если уже здесь будет новое покрытие – всё это пойдёт на тротуары, потом их нужно будет мыть. Как они будут реагировать с кислотами или щелочами? Это ещё неизвестно».

Перед началом работ на улице Ленина следует сформировать, кроме наблюдательного, экспертный совет, решения которого станут обязательными для подрядчика. Кроме того, проект должен быть открыт для горожан – для этого необходимо создать отдельный интернет-сайт с детальной информацией о предстоящих изменениях. Центральное городское кольцо – трёхкилометровая магистраль, соединяющая три главные улицы Севастополя. По словам Сергея Комарова, для таких объектов следует разработать единый подход к реставрации.

- Вот, центральное кольцо, даже вообще, центр города, нужно, вообще, не по частям проектировать. Можно ремонтировать по частям. Но проект должен быть общий, в одной концепции.

Единая концепция, по мнению начальника Управления охраны объектов культурного наследия Правительства Севастополя, не обязательна. Росчерком пера 9 апреля 2019 года Михаил Рязанцев исключил градостроительный комплекс городского кольца из списка объектов культурного наследия.

СЕРГЕЙ КОМАРОВ, председатель Союза архитекторов Севастополя: «Архитекторы делали кольцо сразу. Это, наверное, уникальный случай в истории – Сталин захотел показать после войны, что такое Севастополь, и проектировали все вместе. Поэтому он по определению должен быть единым памятником. Тут сложно разделять что-то».

Михаилу Рязанцеву оказалось несложно. Он организовал историко-культурную экспертизу, после которой севастопольскому городскому кольцу отказали во включении в реестр памятников истории и культуры народов Российской Федерации. Глава Севнаследия даже провёл общественные слушания – в интернете. Как ответили в управлении телеканалу «НТС», итоги экспертизы широко обсуждались и замечаний от севастопольцев не поступило. При этом выяснилось, что документ горожане загрузили для ознакомления целых четыре раза, один из которых – редакция «НТС». 

О причинах, по которым глава Севнаследия исключил городское кольцо из списка охраняемых объектов, и последствиях этого, остаётся только рассуждать.

Очевидно, что наличие объектов архитектурного культурного наследия не позволяет застройщикам реализовать амбициозные бизнес-планы. Охранный статус накладывает жёсткие ограничения и ведёт к огромным финансовым тратам.

СЕРГЕЙ КОМАРОВ, председатель Союза архитекторов Севастополя: «Разрушив целостность, мы убьём сам объект. Потому что центральное городское кольцо – это общий объект. Люди его понимают, как центральное кольцо. Поэтому этого делать нельзя. И надо обязательно, если это не объект охраны, а что-то новое вдруг включается, это должно делаться в том же характере».

Легендарный архитектор города Адольф Львович Шеффер говорил: 

«Как бы вы ни старались, испортить Севастополь невозможно. В нём такая закваска и такой красивый корень – что, что бы сюда ни затискивали, не испортите. Потому что глаз тут же отдохнёт на хорошей вещи. А плохую иногда потом сносят. Бывает и такое в жизни».

Екатерина Коломиец, Дмитрий Фомин, «Севинформбюро»

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх